Мы
экономим
Ваше время
в подборе лицензии!
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Федеральные законы МЧС

В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» новый Водный кодекс Российской Федерации (далее – Водный кодекс) вводится в действие с 1 января 2007 года и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Со дня введения в действие Водного кодекса законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются недействующими на территории Российской Федерации.

В настоящем обзоре приводятся основные его положения.

В главе 1 «Общие положения» закреплен понятийный аппарат, который претерпел существенные изменения. Так, в частности, упразднены такие понятия как «обособленный водный объект» и «замкнутый водный объект».

Новый Водный кодекс предусматривает возможность приватизации водных объектов. Однако предусмотрен ряд ограничений по приватизации водных объектов. Так, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут оказаться только пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципалитету, физическому и юридическому лицу.

Водный кодекс четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерацией и органами местного самоуправления.

Среди наиболее значимых полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений называются такие полномочия как:

  • осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
  • организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  • установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  • утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
  • определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  • установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;
  • установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах.


  • Значительная часть распорядительных полномочий закреплена за субъектами Российской Федерации, к которым Водный кодекс относит:

  • установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;
  • резервирование источников питьевого водоснабжения;
  • осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;
  • утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
  • утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.


  • При этом, установлен жесткий контроль со стороны Российской Федерации за осуществлением полномочий субъектами Российской Федерации.

    Муниципальным органам, прежде всего муниципальным районам, предоставлены новые полномочия по регулированию использования воды для хозяйственного и бытового назначения.

    Водный кодекс в качестве основной единицы управления в области использования и охраны водных объектов предусматривает бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

    В Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов: Балтийский; Баренцево-Беломорский; Двинско-Печорский; Днепровский; Донской; Кубанский; Западно-Каспийский; Верхневолжский; Окский; Камский; Нижневолжский; Уральский; Верхнеобский; Иртышский; Нижнеобский; Ангаро-Байкальский; Енисейский; Ленский; Анадыро-Колымский; Амурский.

    В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа. Порядок их создания и деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

    В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    В области водных отношений Водный кодекс предусматривает такие мероприятия как:

  • государственный мониторинг водных объектов, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц;
  • ведение государственного водного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах;
  • гидрографическое районирование территории Российской Федерации для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • водохозяйственное районирование территории Российской Федерации для разработки водохозяйственных балансов, т.е. деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки;
  • разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, включающих в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании;
  • резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения.


  • Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, Водный кодекс подразделяет водопользование на совместное водопользование и обособленное водопользование, а в зависимости от способа использования водных объектов классифицирует виды водопользования на:

  • водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
  • водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
  • водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.


  • В качестве одной из обязанностей собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов предусмотрено своевременное осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, запрещена монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических лиц, юридических лиц.

    В качестве одного из оснований приостановления или ограничения водопользования Водный кодекс предусмотрел возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

    В Водном кодексе однозначно решен вопрос с определением параметров водоохранных зон для разных видов водоемов и дается перечень того, что там можно и что нельзя делать. В частности, в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    Использование водохранилищ должно осуществляться в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ, которые должны содержать, в том числе, порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций и сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуациях, и перечень соответствующих мероприятий.

    Особо оговаривается наличие правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые должны содержать, в том числе, перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и другие).

    Водный кодекс предусматривает использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. При этом, использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

    В Водном кодексе определяются такие понятия, как зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.

    Так, зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Водным кодексом, могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

    Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

    На территориях, подверженных затоплению, размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.

    Водный кодекс за нарушение водного законодательства Российской Федерации предусматривает административную и уголовную ответственность. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства Российской Федерации не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
  • © 2006 Все права защищены.